|
|
| Строка 40: |
Строка 40: |
|
| |
|
| ==Общество== | | ==Общество== |
| Общество Унатхов основано на кровных отношениях и в конечном итоге разделено по религиозным, этническим и даже климатическим признакам. Три основных элемента идентичности унатхов - это, в порядке важности, их '''Клан''', их '''Вера''' и '''Регион''', откуда они родом, хотя последние два могут отличаться. Хотя Унатхи хорошо знают о принадлежности к определенным видам, эти три вещи в конечном итоге способствуют разделению между ними в целом.
| | '''Унатхи''' живут в строгих общинах от пяти до шести особей, такие общины называются Анч’Жи, активное общение, могут быть связаны разными связями. Как только Анч’Жи превышает шесть особей, седьмой особи перестают уделять внимание, поэтому Унатх вынужден найти неполное Анч’Жи или же создать своё собственное Анч’Жи. |
|
| |
|
| ===Одежда===
| | '''''Анч’Жи''''' - они находятся недалеко друг от друга, в среднем количество отдельных Анч’Жи может доходить до 10 тыс. или больше. |
| | |
| Из-за особенностей анатомии унатхов и климата Д’тхуна одежда не имеет такого большого значения для местных жителей, как для людей - фактически, для многих оседлых кланов было нормой снимать всю одежду, находясь дома, только прикрываясь во время путешествий. Таким образом, одежда унатхов, как правило, прочная и упрощенная, изготовлена из примитивных материалов, предназначенных для того, чтобы не разваливаться под воздействием таких факторов, как песчаные бури, поля колючих растений и сложный рельеф болот и каменистых пустошей.
| |
| | |
| Типичные материалы включают грубую ткань (изготовленную из '''бхо'есси''', разновидности местных растений, похожих на джут) и кожу сисаликов, производимую в больших количествах как фермерами, так и кочевниками. Эти материалы часто используются для изготовления цельных предметов одежды, что позволяет максимально сохранить прочность материала, сводя к минимуму количество швов и стыков. Традиционное длинное одеяние унатхов напоминает римскую тогу - или большой мешок, в зависимости от того, кого вы спросите. Кожаная одежда включает плащи, набедренные повязки, фартуки, обёртки и шлемы, которые часто носят охотники. Среди экзотических материалов выделяется морской шелк, часто используемый Йоза'Унатхи для изготовления глубоководных водолазных костюмов.
| |
| | |
| Как и в случае с одеждой для тела, обувь обычно надевают во время длительных путешествий и маршей. Сандалии на толстой подошве, похожие на калигу, по-прежнему популярны среди солдат и путешественников, позволяя им преодолевать большие расстояния пешком.
| |
| | |
| Иногда одежду носят по социальным соображениям. В этом случае одежду часто украшают, окрашивают красками, изготовленными из измельченных оксидов, глины и растительных веществ. Алмазные вершины известны как крупный центр производства минеральных красителей. Красно-желтые цвета на основе охры, известные под общим названием '''Кровавая Краска''', издавна ассоциировались с горцами, которые покрывали свои металлические доспехи окрашенной тканью, чтобы предотвратить отражение света и перегрев. С годами популярность таких оттенков распространилась вплоть до полюсов: примечательно, что Гегемония Д’тхуна предпочитает Кровавую краску для своих знамен и официальной одежды, несмотря на более ранние ассоциации. Наоборот, когда стальная кираса вышла из моды, Конвент Ссенуума принял отбеленную серо-коричневую униформу, подходящую для операций в пустыне.
| |
| | |
| Помимо цвета, унатхи могут продемонстрировать свое более высокое положение с помощью драгоценностей или украшений, хотя последнее наиболее популярно среди женщин - или фанатиков Плодотворных Огней, которые, как правило, украшают свою одежду нанизанными бусами (из различных материалов) и изделиями из кости, чтобы улучшить свои способности.
| |
| | |
| В наше время, когда города-государства превратились в крупные промышленные центры, производящие товары для рынков Д’тхуна и других миров, человеческая одежда стала более распространенной не только в практическом смысле, но и как культурный феномен. Комбинезоны в человеческом стиле, брендовая спортивная одежда, рубашки с принтом были повсеместны на Д’тхуне в течение последних 30 лет - более традиционные наряды теперь считаются формальными, их носят пожилые люди или богатые как символ статуса. Молодые городские унатхи обычно носят то, что им наиболее удобно, или то, что они могут себе позволить, хотя некоторые кланы (такие как Харза) используют более стандартную униформу.
| |
| | |
| === Кланы ===
| |
| ''[[Кланы Унатхов]]''
| |
| | |
| '''Клан''', по сути, представляет собой сплоченную группу семей Унатхов общего происхождения. Помимо родственной крови и общей истории, они часто связаны общей собственностью - даже если каждая семья может иметь свои собственные владения, они, в конечном итоге, способствуют благополучию всего клана. Клановая система играет важную роль в выживании отдельных унатхов даже в самых опасных уголках Д’тхуна. | |
| | |
| Во главе кланов стоят '''Каанепо''' и '''Матриарх'''. Каанепо - старший мужчина, который ведет клан всю жизнь, и новые обычно выбираются советом старейшин клана (хотя в небольших кланах голос могут получить все свободные землевладельцы или даже все взрослые мужчины). После прохождения серии испытаний и подтверждения Матриарха они ведут клан, решая, что должны делать унатхи и куда следует направлять ресурсы. Каанепо также поддерживает дипломатию и торговые отношения с другими кланами. Хотя они могут (и будут) принимать во внимание мнение других, Каанепо правит так, как считает нужным - в конце концов, их слово - это закон, а окончательные решения всегда принадлежат им.
| |
| | |
| Матриархи выбираются из числа женщин клана женщинами почти таким же образом, как и Каанепос- также, в отличие от первых, матриархи должны быть самыми старыми и опытными из клановых женщин. В то время как Каанепо приказывает мужчинам, Матриарх (часто его жена) держит женщин в очереди. Их обязанности просты: сохранить благополучие клана. Матриарх отвечает за собственность клана, следя за тем, чтобы деревня, усадьба или район клана в городе-государстве содержались в хорошем состоянии. Матриархи также владеют знаниями о клане, воспитывая и обучая молодых, пока они не станут достаточно взрослыми. Женщины под командованием Матриарха также дополняют [[История Унатхов | пряжу]], которая отслеживает всю историю клана.
| |
| | |
| У всех членов клана есть обязанности, которые необходимо выполнять, и высшее положение в клане часто зависит от того, насколько полезен их труд для клана. Любой уважающий себя унатх сочтет достойным поддерживать традиции своего клана, а также делать и учиться как можно больше, чтобы сделать его сильнее. Однако клановые ценности, законы и традиции могут значительно различаться в разных регионах.
| |
| | |
| В то время как некоторые кланы утверждают, что им тысячелетия, новый клан не редкость. Чаще всего это происходит, когда численность старого клана растет, а его область становится перенаселенной - некоторые семьи могут отделиться, мигрируя в поисках новых земель для заселения, смешиваясь с местными жителями в процессе.
| |
| | |
| Одним из важных аспектов клановой системы являются межклановые отношения. Юридически, они могут основываться на местных обычаях, религиозных догмах или существующих общинах, однако чаще всего они основаны на сложной системе личных связей, браков, присяг и вассальных обязательств, гарантируемых благословением духов и грубой силой. Поскольку не существует единого юридического кодекса, любой клан (и, как следствие, Каанепо указанного клана) имеет окончательную власть над своими доменами. Преступник, который ускользает от обиженной стороны, ее вассалов и друзей, может бежать на свободу - однако, если они пойманы, они оказываются в милости своего поимщика. Помимо постановлений Каанепо, юридические или иные споры могут быть урегулированы через старейшин, консультирующихся друг с другом, или через '''Погибель''' - форму традиционного поединка.
| |
| | |
| Кланы будут жить в своих поселениях или вместе с другими кланами. Такие поселения могут вырасти и стать '''городами-государствами'''. Хотя кланы могут сосуществовать, они часто сохраняют свои собственные законы и традиции. В случае больших растущих городов, таких как Мумбак, это приводит к сложной сети соглашений, разделяющих поселение на сферы влияния, контролируемые правящими семьями.
| |
| | |
| Вся политическая жизнь на Д’тхуне основана на доброй воле и сотрудничестве между кланами, так как не существует государственного деятеля, который мог бы обуздать и подчинить кланы своей воле. Самое близкое, что напоминает государства на Д’тхуне, - это тактические альянсы между более крупными кланами, преследующие какую-то общую цель. Тем не менее, даже такие крупные организации, как Гегемония или Конвент Ссен-Уума, не имеют надлежащих полномочий и не могут эффективно навязывать свою волю остальному населению планеты.
| |
| | |
| В последнее время города-государства породили '''Крукзуз''', тип клана, который получил такое большое влияние и власть, что кланы заявили о своей преданности этому клану. Часто эти кланы пользуются дополнительными преимуществами, подобно альянсу, хотя они имеют гораздо меньшее влияние по сравнению с Крукзузом, часто эти отношения взаимны, когда меньший клан предлагает опытное ремесло или навык в обмен на защиту от Крукзуза. Это не всегда так, так как иногда Крукзуз берет в подчинение кланы, которые не могут дать многого. Эти кланы предлагают очень малое, но всё ещё поддерживаются Крукзузом, получая ресурсы,побуждающие клан развить нужные навыки или умения. Эти кланы часто развивают почти фанатическую преданность своему Крукзузу в результате своей благотворительности. Для многих Унатхов это воплощение духа доброй воли между кланами, и именно по этим причинам Крукзузы смогли достичь такой большой власти, поскольку общее мнение среди Унатхов является положительным для этих более крупных кланов. Однако некоторые Унатхи проявляют осторожность, видя потенциал для злоупотреблений, если Крукзуз станет слишком могущественным.
| |
| | |
| === Гендерная динамика ===
| |
| Одним из аспектов общества Унатхов, которое часто находится под пристальным вниманием, является гендерная динамика. Для постороннего патерналистское и даже позитивное отношение мужчины-унатхи к женщинам их вида может показаться грубым, даже сексистским. В общепринятых терминах самки часто описываются как «собственность», объект экономических отношений, а не субъект. Это суждение, однако, является неправильным.
| |
| | |
| В основе половых отношений унатхов лежит глубокое, хотя и жесткое, понимание биологических полов и их роли в развитии общества и самого вида.
| |
| | |
| В глазах унатха-философа мужчины и женщины их вида похожи на две части головоломки - разные, но не способные существовать раздельно осмысленным образом. Таким образом, хотя эти две группы обладают принципиально несхожими способностями и даже воспринимают мир по-своему, они остаются взаимодополняющими, взаимосвязанными и взаимозависимыми в круговороте естественной жизни, максимально используя свои природные таланты.
| |
| | |
| К сожалению, такие взгляды способствовали закреплению очень специфического взгляда на гендерные роли. В большинстве случаев непосредственное руководство кланом и принятие решений попадали в руки кланов, а женщины выполняли более пассивные роли. Более активные позиции всегда были связаны с материнством, питанием и воспитанием, когда матриархи обладали большой властью над клановыми вопросами, хотя и косвенно в большинстве сфер, где доминируют мужчины. Кроме того, для мужчин стало обычной практикой принимать прямую ответственность за своих родственниц, обычно членов семьи или супругов. «Смотрители» по сути берут на себя роль законного опекуна, действующего от имени женщины в большинстве общественных и социальных ситуаций, особенно в отношениях с другими кланами.
| |
| | |
| Несмотря на то, что эти ограничения широко распространены, точное разграничение между мужской и женской работой (и степень женской самостоятельности в целом) значительно варьируется от региона к региону и от клана к клану. Обычно считается, что [[Йоза'Унатхи | островитяне]] являются наиболее эгалитарными из всех этнических групп Унатхов, их противоположностью являются унатхи Алмазных Пиков.
| |
| | |
| Как и в других сферах поведения Унатхов, клановая жизнь также влияет на межличностные отношения и гендерную динамику. Поскольку брак и семейная жизнь являются неотъемлемой частью благосостояния клана, молодые мужчины обязаны найти достойную невесту для себя. Естественно, клан невесты пойдет на все, чтобы получить как можно больше пользы от этой договоренности, поскольку те, кто признает влечение к женщине, должны сначала иметь дело со своим защитником-мужчиной. Хвастовство или воздаяние дань отцу, брату или даже главе их клана может сделать этот процесс более плавным, особенно если есть заинтересованность в укреплении отношений между двумя кланами. Те, кому повезло меньше, должны будут расплачиваться со своими родственниками долгими годами работы. Те, кто игнорирует этот ритуал и прямо заявляют, что женщина, скорее всего, вызовет гнев опекунов и рискуют бросить тень на репутацию своего клана.
| |
| | |
| Из-за сосредоточенности Унатхов на браке и размножении однополые отношения осуждаются. Мысль о двух мужчинах или женщинах, желающих жениться, может показаться смешным для местных жителей, хотя для унатха не исключено участие в однополых отношениях.
| |
| | |
| === Регионы ===
| |
| ''[[Регионы Д’тхуна|Этнические Группы Унатхов]]''
| |
| | |
| [[Д’тхун]] обычно делится на шесть основных географических зон; от полюсов до экватора - это '''Тропические Полюса''', '''Пояса Саванны''', '''Великая Пустыня''', '''Соленые Болота''', обрамляющие океаны и '''Алмазные Пики'''. Все они заселены различными видами унатхов, со своими уникальными диалектами, традициями и культурами.
| |
| | |
| === Йоза'Унатхи ===
| |
| ''[[Йоза'Унатхи]]''
| |
| | |
| Хотя у Д’тхуна есть только один суперконтинент в '''Мировом Море''' есть множество островных цепей и архипелагов. В них обитает таинственная, малоизученная раса, называемая Йоза'Унатхи, которая отличается от континентальной Синта'Унатхи языком, культурой и даже внешностью.
| |
| | |
| === Вера ===
| |
| [[File:Compass of Faith.png|thumb|300x300px|Компас культов унатхов. По часовой стрелке сверху справа: Великая Стратегия, Плодородные Огни, Рука Лозы, Маркешели. Центр: богослужение Предтеч]]
| |
| ''[[Культы Унатхов]]''
| |
| | |
| На протяжении всей истории этого вида вера была краеугольным камнем унитарного общества и мощной силой в жизни любого унатхи. Как и на Земле, религиозные верования на Д’тхуне весьма разнообразны, и на практике они часто синкретичны или даже светские. Удивительно, но большинство, если не все, унатхи имеют общую мифологию - мета-религию, на которой основаны существующие убеждения.
| |
| | |
| Согласно мировоззрению Унатхи, мир разделен на две равнины реальности, которые примерно соответствуют человеческим понятиям «Жизнь» и «Загробная жизнь». Последний является домом для могущественных сущностей - духов тех, кто когда-то населял царство живых. Каждый дух обладает огромной властью над делами мира; Чтобы обеспечить нормальное функционирование естественной и общественной жизни, Унатхи ищут покровительства у них, особенно тех, кого они называют '''Предками''' - в ряды которых каждый Унатхи обязан в какой-то момент вступить.
| |
| | |
| Поклонение предкам - самое распространенное явление, и даже светские полярные жители почитают своих предков и других великих деятелей прошлого, древних и недавних. Однако след, оставленный ошеломляюще развитой цивилизацией '''Предтеч''', придал этой традиционной религии Унатхи особый поворот.
| |
| | |
| Важным аспектом традиционной религии унатхи является существование культов, которые дают четкие взгляды на то, что должен делать унатхи, чтобы лучше исполнять волю предков. Основными четырьмя являются '''Длань Лозы''', '''Великая Стратегия''', '''Плодородные Огни''' и '''Маркешели'''. В то время как некоторые более или менее связаны с определенными регионами, другие более универсальны, обращаясь к большей части населения планеты.
| |
| | |
| === Гильдии ===
| |
| '''Гильдии''' унатхи являются грубым эквивалентом корпораций и компаний Человечества и Скреллов. Хотя отнюдь не такие выгодные или межгалактические, как Мегакорпорации Сола, гильдии играют важную роль в политике Д’тхуна, предоставляя различные товары и услуги кланам и городам-государствам. Большие и маленькие гильдии активно действуют во всех отраслях промышленности, хотя немногие ремесленные предприятия действительно монополизированы.
| |
| | |
| Помимо наличия необходимых навыков, Унатхи, желающий присоединиться, должен знать члена гильдии и предоставить работу для проверки его мастерства. Хотя новички могут быть вынуждены приблизиться к месту расположения гильдии (Более централизованные гильдии предоставляют жильё для их членов), связь с кланом играет важную роль - гильдии не являются нейтральными организациями, и часто склоняются к вовлеченным кланам.
| |
| | |
| Иерархия гильдий довольно проста, основанная прежде всего на возрасте и личных заслугах. Ученики подчиняются Наставникам, которые выбираются среди полноправных членов Мастерами Гильдий; Те, в свою очередь, отчитываются перед Надзирателями, которые отвечают за мастерские. Независимо от того, насколько велика Гильдия, '''Джоге''' (эквивалент Каанепо) всегда во главе, назначенный голосами старших членов гильдии.
| |
| | |
| Что касается названий гильдий, то они, как правило, довольно длинные и причудливые, с признанием истории, достижений и покровителей гильдии; такие названия, как «Древний и выдающийся орден изготовителей лодок» и «Самая почтительная компания перегонщиков и олеохимиков», считаются лаконичными.
| |
| | |
| ===Гуванди===
| |
| | |
| Общепризнано, что социальная, экономическая и личная жизнь каждого отдельного унатхи вращается вокруг их клана или принимающего клана (если они вступают в брак или усыновляются). Иногда, однако, унатхи могут оказаться живущими вне клановой системы.
| |
| | |
| Причины могут быть разными. Некоторых к такому решению могут подтолкнуть альтруистические соображения: смертельно больные или опозоренные унатхи могут покинуть свой клан, чтобы облегчить свое бремя и избежать позора. Другие принимают епитимью за свои неправедные действия против своих родственников и тех, перед кем у них были обязательства. Остальные изгоняются. В любом случае, все их имущество распродается или перераспределяется, чтобы изгнанник мог отправиться в новую жизнь в глуши.
| |
| | |
| Такие изгои объединяются под общим названием "Гуванди", или Гу'вадхи. Согласно традиции, Гуванди бродят по планете, избегая общества и стремясь сразиться с самыми опасными представителями дикой природы Д’тхуна. Если они встретят другого Гуванди, они обязаны рассказать друг другу свои истории, прежде чем обнажить оружие и сразиться до смерти: победитель, однако, несет ответственность за заботу об останках своего противника.
| |
| | |
| Из-за их драматических подвигов и благородного поведения Гуванди часто воспринимаются как романтические герои общества унатхи: непонятые, наказанные, ищущие покаяния в трудных испытаниях. Иногда они могут вернуться к своим родственникам после помилования; некоторым предоставляется вторую жизнь под покровительством другого клана. Однако во многих случаях реальность такой жизни сильно отличается от окружающих ее глянцевых легенд. Многие изгнанники быстро погибают сами по себе; те, кто выживает, часто вынуждены воровать и грабить, чтобы заработать на жизнь. В приграничных районах с присутствием Гуванди отверженным часто не доверяют или даже нападают на них, вынуждая жить в ночной темноте.
| |
| | |
| Мнения об этой практике всегда были крайне разделены, даже в отдельных культурах; Йоза, пустынные и синта саванн, похоже, предпочитают ее больше всего, хотя вряд ли она универсальна. Кланы Алмазных Пиков, с их хорошо развитыми правовыми кодексами и системой телесных наказаний, всегда были неоднозначны в этом вопросе - в то время как путь Гуванди считался приемлемым для некоторых местных жителей, горцы, как правило, игнорируют древние права изгнанников, въезжающих в их владения, подталкивая Гуванди на службу или заставляя их селиться как фермеры под крылом вассального клана. Утверждается, что во время осады Нолеска некоторых захваченных изгоев бесцеремонно заставляли носить минометные снаряды для войск Конвента.
| |
| | |
| Рост городского развития и появление полярных городов-государств привели к постепенному сокращению численности населения Гуванди, поскольку рост городов поглотил большую часть избыточной рабочей силы. Сама практика все чаще рассматривается как устаревшая или даже варварская. Тем не менее, Гуванди стали основным персонажем в формирующейся массовой литературе Д’тхуна, часто изображаемой в вымышленной или романтизированной манере. Тем не менее, настоящих гуванди все еще можно встретить в более отдаленных уголках планеты.
| |
| | |
| === Календарь ===
| |
| | |
| Унатхи в целом склонны не записывать глобальную историю, как это делали люди или Скреллы. Каждый клан записывает свою собственную историю с помощью искусства “плетения прядей”, практикуемого матриархами и старшими женщинами. Тщательно сохраненные узоры узлов, сплетенных из нитей, образуют сложную сеть синта-символов, подробно описывающих события каждого года Могеди, примерно равного '''400 солнечным дням'''.
| |
| | |
| Большинство унатхов используют базовую календарную систему для отслеживания дней и лет. Их сезоны - '''Мото''' и '''Джуа''', которые эквивалентны лету и зиме. Изменения температуры в основном ощущаются ближе к полюсам, но в пустыне это влияет на продолжительность дней, незначительно в зависимости от сезона. Два сезона длятся примерно двести дней, поэтому, когда пройдет двухсотый день Джуа, это будет считаться новым годом.
| |
| | |
| Например, чтобы предсказать или вспомнить определенную дату, унатхи сформулировал бы ее таким образом, как "Двенадцатый день Джуа, пять лет назад".
| |
| | |
| Неудивительно, что унатхи отслеживают время по солнечным часам. Эти примитивные, но эффективные часы разделены на четыре четверти. Вместо того, чтобы использовать цифры, как люди, они вместо этого обращают внимание на наклон тени. Когда он обращен к нулевому градусу, то считается рассветом, новым днем. Около девяноста градусов завтрак должен закончиться, и Унатх должен начать готовиться к своему рабочему дню. Сто восемьдесят градусов - это полдень, который чаще всего воспринимается как торговый час пик или время для больших дружеских обедов. Когда наклон достигает двухсот семи градусов, рабочий день начинает заканчиваться, и унатхи возвращаются домой к своим кланам на ужин.
| |
| | |
| === Предтеч ===
| |
| | |
| Мало что известно о Предтеч, хотя ученые Унатхов и пытались собрать их полную картину. Некоторые предполагают, что они были древними Унатхами, учитывая, что найденные артефакты имеют сходную физиологию с Унатхами. Другие возражают против этого, поскольку оборудование, которое было извлечено из руин, обычно считается похожим, но не совсем таким, учитывая неуклюжий характер сравнения этого оборудования с физиологией Унатхов. Среднестатистический унатх не может с комфортом использовать большинство технологий Предтеч. Они просто не были созданы с учетом этого.
| |
| | |
| Другие ученые Унатхов предполагают, что они были расой огромной силы, двуногие, как унатхи, но с более уникальной физиологией. Эти теории из археологических раскопок древних бункеров найдены в пустынях и саваннах. В этой теории Унатхи были не частью этой расы, а ее продуктом. Получив дополнительную информацию в ходе совместных экспериментов с людьми по клонированию, они предположили, что Унатхи изначально создавались как оружие. Они предполагают, что Унатхи изначально были защитниками этой великой расы, созданными специально для защиты их от любых опасностей. Первые выступают против данной теории, так как с аргументами против того, что Предтеч были Унатхи, не было найдено никакой технологии, которая соответствовала бы текущей физиологии Унатхов.
| |
| | |
| Теория, которая получила распространение в последние годы, заключается в том, что унатхи не имеют никакого отношения к Предтеч и фактически уничтожили их. Эта теория вызывает споры, особенно среди тех, кто следует за верой Предтечи. В первую очередь это был Гиска Ба'аск, который теоретизировал, что земли, на которых бродит Унатх, на самом деле являются остатками древней войны, которая уничтожила Д’тхун и оставила его таким, какой он сегодня. Эта теория получила распространение в последние годы, отчасти благодаря притоку информации, полученному благодаря приобретению знаний истории человечества, она также получила поддержку, особенно среди более прогрессивных унатхов.
| |
| | |
| Существуют десятки других теорий, которые были выдвинуты, и ученые Унатхов продолжают делать больше, поскольку раскапывается всё больше и больше следов древней цивилизации. Они сильно отличаются друг от друга, как и все теории, но ни одна теория не смогла получить основания для признания истины. Человечество также предприняло несколько попыток выяснить точное происхождение Унатхов из-за их естественного любопытства. Однако оно так и не выдвинуло теорию, которую Унатхи смогли бы принять.
| |
|
| |
|
| == История и политика == | | == История и политика == |