WL:Образование: различия между версиями

мНет описания правки
 
(не показано 48 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{infobox
|type  = indev
|sign  = Команда лороведов ВЛ
}}
{{ModernTitle|background-color = #9e7f3a |Главное}}
{{ModernTitle|background-color = #9e7f3a |Главное}}
Образование представляет из себя систематизированный способ передачи знаний и навыков от одного индивида к другому с целью создания компетентной в той или иной сфере личности. В рамках этой статьи описывается Орионская система образования. Она не единственная, что существует в галактике, но является самой популярной и скорее всего при приеме на работу от вас затребуют диплом согласно именно этой системе.


В рамках Орионской системы, образование является одним из показателей ценности сотрудника для трудоустройства в ту или иную структуру.
Текущая система образования, указанная в таблице — распространена первоочередно в области влияния ОПЗ и человеческой расы в целом, если говорить о территории КОГа. Так как переводить все остальные расы на совершенно другую систему образования приведет к крайне негативным последствиям и скандалам как из-за игнорирования нескольких тысяч лет иноземных культур и также создавая огромные масштабы нецелесообразной бюрократической работы.


Система образования заключается в другом — в единых паттернах, по определении которым любая учёная степень, полученная по той или иной системе образования будет подгоняться под единую стандартизированную систему, тем самым гарантируя, что специалисты и деятели науки разных рас, вне зависимости от места своего образования и условий, могут получить признание и работу в любом уголке КОГа.
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>


=== '''Орионская система образования в таблице''' ===
=== Орионская система образования в таблице ===
 
{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
|-
|-
Строка 20: Строка 18:
! Как часто можно встретить
! Как часто можно встретить
! Работа
! Работа
|- style="background-color:#497a66;"
|- style="background-color:{{цвет|green|subtle}};"
! style="background-color:#76915a| Начальное общее
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Начальное общее
! style="background-color:#76915a| 4 года
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| 4 года
! style="background-color:#76915a| Отсутствуют
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Отсутствуют
! style="background-color:#76915a| Базовая информация о вселенной, счет, начальное владение языком и письмом
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Базовая информация о вселенной, счет, начальное владение языком и письмом
! style="background-color:#76915a| 8-12
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| 8-12
! style="background-color:#76915a| Обязательно в почти всех государствах
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Обязательно в почти всех государствах
! style="background-color:#76915a| Предельна неквалифицированная работа
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Предельна неквалифицированная работа
|- style="background-color:#497a66;"
|- style="background-color:{{цвет|green|subtle}};"
! style="background-color:#76915a| Среднее общее
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Среднее общее
! style="background-color:#76915a| 4 года
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| 4 года
! style="background-color:#76915a| Начальное образование
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Начальное образование
! style="background-color:#76915a| Начальное изучение гуманитарных, точных и естественных наук
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Начальное изучение гуманитарных, точных и естественных наук
! style="background-color:#76915a| 12-16
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| 12-16
! style="background-color:#76915a| Подавляющее большинство его имеет
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Подавляющее большинство его имеет
! style="background-color:#76915a| Неквалифицированная работа
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Неквалифицированная работа
|- style="background-color:#497a66;"
|- style="background-color:{{цвет|green|subtle}};"
! style="background-color:#76915a| Высшее общее
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Высшее общее
! style="background-color:#76915a| 2 года
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| 2 года
! style="background-color:#76915a| Среднее образование
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Среднее образование
! style="background-color:#76915a| Расширенное изучение основ всевозможных наук, упор на междисциплинарные знания
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Расширенное изучение основ всевозможных наук, упор на междисциплинарные знания
! style="background-color:#76915a| 16-18
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| 16-18
! style="background-color:#76915a| Слабо распространено
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Слабо распространено
! style="background-color:#76915a| Низкоквалифицированная работа
! style="background-color:{{цвет|green|subtle}}| Низкоквалифицированная работа
|- style="background-color:#87915a;"
|- style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}};"
! style="background-color:#87915a| Начальное профессиональное
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Начальное профессиональное/квалификат
! style="background-color:#87915a| 2 года
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| 2 года
! style="background-color:#87915a| Среднее образование
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Среднее образование
! style="background-color:#87915a| Расширенное изучение определенной группы специальностей, с меньшим количеством учебного материала, не относящегося к главному предмету изучения
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Расширенное изучение определенной группы специальностей, с меньшим количеством учебного материала, не относящегося к главному предмету изучения
! style="background-color:#87915a| 16-18
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| 16-18
! style="background-color:#87915a| Его имеют очень многие
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Его имеют очень многие
! style="background-color:#87915a| Квалифицированная работа
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Квалифицированная работа
|- style="background-color:#87915a;"
|- style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}};"
! style="background-color:#87915a| Среднее профессиональное/бакалавриат
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Среднее профессиональное/бакалавриат
! style="background-color:#87915a| 4 года
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| 4 года
! style="background-color:#87915a| Начальное профессиональное или высшее образование
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Начальное профессиональное или высшее образование
! style="background-color:#87915a| Изучение специальности или узкой группы специальностей
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Изучение специальности или узкой группы специальностей
! style="background-color:#87915a| 18-22
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| 18-22
! style="background-color:#87915a| Почти каждый хороший специалист его имеет
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Почти каждый хороший специалист его имеет
! style="background-color:#87915a| Высококвалифицированная работа
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Высококвалифицированная работа
|- style="background-color:#87915a;"
|- style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}};"
! style="background-color:#87915a| Высшее профессиональное/магистратура
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Высшее профессиональное/магистратура
! style="background-color:#87915a| 2 года
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| 2 года
! style="background-color:#87915a| Среднее профессиональное
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Среднее профессиональное
! style="background-color:#87915a| Доскональное изучение конкретной специальности
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Доскональное изучение конкретной специальности
! style="background-color:#87915a| 22-24
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| 22-24
! style="background-color:#87915a| Довольно редко встречается, в основном у преподавателей
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Довольно редко встречается, в основном у преподавателей
! style="background-color:#87915a| Возможность вести педагогическую деятельность в высших учебных заведениях
! style="background-color:{{цвет|yellow|subtle}}| Возможность вести педагогическую деятельность в высших учебных заведениях
|- style="background-color:#91805a;"
|- style="background-color:{{цвет|brown|subtle}};"
! style="background-color:#91805a| Начальное научное/аспирантура
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Начальное научное/аспирантура
! style="background-color:#91805a| 3 года
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| 3 года
! style="background-color:#91805a| Высшее профессиональное
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Высшее профессиональное
! style="background-color:#91805a| Изучение методологии и принципов ведения научной деятельности  
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Изучение методологии и принципов ведения научной деятельности
! style="background-color:#91805a| 24-27
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| 24-27
! style="background-color:#91805a| Весьма редко встречается, в основном в научно-педагогической среде
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Весьма редко встречается, в основном в научно-педагогической среде
! style="background-color:#91805a| Возможность самостоятельно вести научную деятельность в конкретной научной сфере
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Возможность самостоятельно вести научную деятельность в конкретной научной сфере
|- style="background-color:#91805a;"
|- style="background-color:{{цвет|brown|subtle}};"
! style="background-color:#91805a| Полное научное/докторантура
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Полное научное/докторантура
! style="background-color:#91805a| 3 года
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| 3 года
! style="background-color:#91805a| Начальное научное
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Начальное научное
! style="background-color:#91805a| Изучение принципов оценки и критики научных работ в конкретной научной сфере
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Изучение принципов оценки и критики научных работ в конкретной научной сфере
! style="background-color:#91805a| 27-30
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| 27-30
! style="background-color:#91805a| Крайне редко встречается, почти только в научно-педагогической среде
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Крайне редко встречается, почти только в научно-педагогической среде
! style="background-color:#91805a| Возможность участвовать в комиссиях по оценке научных работ
! style="background-color:{{цвет|brown|subtle}}| Возможность участвовать в комиссиях по оценке научных работ
|- style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}"
! style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}| Дополнительные учебные курсы повышения квалификации
! style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}| 1 год
! style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}| Начальное профессиональное или среднее профессиональное
! style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}| Общее повышение рабочих навыков, знакомство с более современными и свежими материалами
! style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}| -
! style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}| Мало популярны, но иногда встречаются
! style="background-color:{{цвет|rust|subtle}}| Возможна небольшая прибавка в зарплате, или же вам нужно доказать что вы очень крутой специалист
|}
|}


<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>


=== '''Схема получения образования''' ===
=== Схема получения образования ===
[[Файл:AgesScheme.png|центр|thumb|class=noSprite|1400px|Учтите, что ваш персонаж может пойти на курсы повышения квалификации и имея докторскую степень. Смысла правда в этом будет немного.]]
 
{{infobox
|type  = warn
|info  = Схема отображает прогресс в одной малой группе специальностей. То есть, получив бакалавра по генной инженерии, вы не сможете поступить на магистратуру по военной подготовке, но сможете поступить на магистратуру по генной терапии или чему-то смежному.
}}


{{ModernTitle|background-color = #9e7f3a |Степени и звания}}
{{ModernTitle|background-color = #9e7f3a |Степени и звания}}
=== '''Ученые степени''' ===
 
=== Ученые степени ===
Ученые степени нужны для подчеркивания того, что вы не просто закончили обучение, а закончили его с успехом.
 
{{infobox
|type  = info
|info  = Обратите внимание на требования для присуждения степеней. Для получения степеней бакалавра и магистра наук не обязательно проходить их обучение, достаточно успешно защитить свои работы перед соответствующей комиссией. Возможность такого "скачка" доступна только для персонажей с одобренной квентой или с одобрения администрации в ахепл.
}}


{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
Строка 97: Строка 116:
! Степень !! За что присуждается !! Что даёт
! Степень !! За что присуждается !! Что даёт
|-
|-
| Бакалавр наук || За успешное окончание обучения на соответствующей программе и защиту дипломной работы перед комиссией высшего учебного заведения|| Право поступления в магистратуру
| Квалификат наук || За успешное окончание обучения на соответствующей программе || Практически ничего
|-
|-
| Магистр наук || За успешное окончание обучения на соответствующей программе и защиту магистерской диссертации перед аттестационной комиссией || Право поступления в аспирантуру, возможность заниматься преподаванием в высших учебных заведениях
| Бакалавр наук || За успешную защиту дипломной работы перед комиссией высшего учебного заведения|| Право поступления в магистратуру
|-
| Магистр наук || За успешную защиту магистерской диссертации перед аттестационной комиссией || Право поступления в аспирантуру, возможность заниматься преподаванием в высших учебных заведениях
|-
|-
| Кандидат наук || За успешное окончание обучения на соответствующей программе и защиту кандидатской диссертации перед аттестационной комиссией|| Право поступления в докторантуру, возможность самостоятельно заниматься научной деятельностью и получать за это стипендию
| Кандидат наук || За успешное окончание обучения на соответствующей программе и защиту кандидатской диссертации перед аттестационной комиссией|| Право поступления в докторантуру, возможность самостоятельно заниматься научной деятельностью и получать за это стипендию
Строка 107: Строка 128:
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>


=== '''Ученые звания''' ===
=== Ученые звания ===
Ученые звания — по сути научные награды, присущие подчеркнуть статус и почетность того или иного научного деятеля.


{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
Строка 124: Строка 146:
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>


=== '''Таблица специальностей''' ===
=== Таблица групп специальностей ===
'''Терминология'''<br>
 
'''Наука''' — огромная область знаний и специальностей, науки довольно плохо друг с другом связаны
 
'''Большая группа специальностей''' — большой кластер специальностей, объединенный одним направлением.
 
'''Малая группа специальностей''' — довольно узкое направление в которое непосредственно входят специальности.
 
'''Специальность''' — конкретная программа обучения. То что написано в дипломе.
 
{{infobox
{{infobox
|type  = warn
|type  = warn
|info  = Это полный список специальностей. Если вам действительно нужно указать какую-то иную специальность, отнесите её к узкой сфере уже существующей специальности
|info  = В этой таблице отражены все большие и малые группы специальностей, сами специальности внутри этих групп не прописаны. Вы можете придумать новую или использовать существующую специальность, относящуюся к той или иной малой группе. Разрешается придумывать свои специальнсоти, но придумывать свои малые и большие группы специальностей, а также свои науки НЕЛЬЗЯ.
}}
}}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! Естественные науки
! Естественные науки
Строка 136: Строка 170:
! colspan="2" | Математика и механика
! colspan="2" | Математика и механика
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Вещественный, комплексный и функциональный анализ
| Математическое моделирование и статистика
| Изучение свойств чисел и функций в разных пространствах
| Моделирование процессов и анализ данных, включая случайные явления
|-
|-
| Дифференциальные уравнения и математическая физика
| Геометрия, топология и алгебра
| Математическое моделирование физических процессов и явлений
| Исследование пространственных структур и математических систем
|-
|-
| Геометрия и топология
| Теоретическая и прикладная механика
| Исследование пространственных форм и их преобразований
| Движение тел, механика жидкостей, газов и биологических систем
|-
| Теория вероятностей и математическая статистика
| Анализ случайных событий и закономерностей в данных
|-
| Математическая логика, алгебра, теория чисел и дискретная математика
| Основы математических структур и вычислительных систем
|-
| Вычислительная математика
| Разработка алгоритмов для численного решения сложных задач
|-
| Теоретическая механика, динамика машин
| Изучение движения тел и взаимодействия физических объектов
|-
| Механика деформируемого твёрдого тела
| Анализ поведения материалов под механическими нагрузками
|-
| Механика жидкости, газа и плазмы
| Исследование свойств и движения текучих сред
|-
| Биомеханика и биоинженерия
| Применение законов механики к живым организмам и медицине
|}
|}


Строка 173: Строка 186:
! colspan="2" | Компьютерные науки и информатика
! colspan="2" | Компьютерные науки и информатика
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Искусственный интеллект и машинное обучение
| Искусственный интеллект и теоретическая информатика
| Создание самообучающихся систем и алгоритмов анализа данных
| Алгоритмы, машинное обучение и основы обработки информации
|-
|-
| Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
| Кибербезопасность и программные комплексы
| Разработка компьютерных моделей для решения практических задач
| Защита данных и разработка компьютерных моделей
|-
| Теоретическая информатика, кибернетика
| Изучение фундаментальных принципов обработки информации
|-
| Кибербезопасность
| Защита цифровых систем от несанкционированного доступа
|}
|}


Строка 192: Строка 199:
! colspan="2" | Физические науки
! colspan="2" | Физические науки
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Физика космоса, астрономия
| Физика волновых процессов (оптика, акустика, радиофизика)
| Изучение небесных тел и космических явлений
| Изучение света, звука и электромагнитных волн
|-
|-
| Приборы и методы экспериментальной физики
| Физика конденсированного состояния и магнетизм
| Разработка оборудования для физических исследований
| Свойства твёрдых тел, жидкостей и магнитных материалов
|-
|-
| Теоретическая физика
| Астрономия и физика элементарных частиц
| Построение математических моделей природных явлений
| Исследование космоса и фундаментальных составляющих материи
|-
|-
| Радиофизика
| Прикладная физика (теплофизика, электрофизика, медицинская)
| Исследование электромагнитных волн и их применений
| Энергетические преобразования и физика в медицине
|-
| Физическая электроника
| Изучение взаимодействия электронов с электромагнитными полями
|-
| Оптика
| Исследование свойств света и его взаимодействия с веществом
|-
| Акустика
| Наука о звуковых волнах и их распространении
|-
| Физика конденсированного состояния
| Изучение свойств твёрдых тел и жидкостей
|-
| Физика плазмы
| Исследование ионизированного газа и его применения
|-
| Физика низких температур
| Изучение свойств веществ при экстремальном охлаждении
|-
| Физика полупроводников
| Исследование материалов с управляемой проводимостью
|-
| Физика магнитных явлений
| Анализ свойств магнитных материалов и их применений
|-
| Электрофизика, электрофизические установки
| Разработка устройств для преобразования энергии
|-
| Теплофизика и теоретическая теплотехника
| Изучение процессов теплопередачи и управления ими
|-
| Физика атомных ядер и элементарных частиц, физика высоких энергий
| Исследование фундаментальных составляющих материи
|-
| Атомная и молекулярная физика
| Анализ строения и взаимодействия атомов и молекул
|-
| Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества
| Изучение быстрых химико-физических процессов
|-
| Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника
| Создание установок для управления заряженными частицами
|-
| Лазерная физика
| Исследование свойств и применений когерентного излучения
|-
| Кристаллография, физика кристаллов
| Анализ структуры и свойств кристаллических материалов
|-
| Медицинская физика
| Применение физических методов в диагностике и лечении
|}
|}


Строка 262: Строка 218:
! colspan="2" | Химические науки
! colspan="2" | Химические науки
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Неорганическая химия
| Общая химия (неорганическая, органическая, аналитическая)
| Изучение соединений, не содержащих углеродные цепи
| Изучение веществ, их состава и химических реакций
|-
| Аналитическая химия
| Методы определения состава и структуры веществ
|-
|-
| Органическая химия
| Прикладная химия (электрохимия, нефтехимия, медицинская)
| Исследование соединений на основе углерода
| Химические технологии и их практическое применение
|-
| Физическая химия
| Изучение химических процессов с позиций физических законов
|-
| Хемоинформатика
| Применение компьютерных методов в химических исследованиях
|-
| Электрохимия
| Исследование химических реакций с участием электричества
|-
| Высокомолекулярные соединения
| Создание и изучение свойств полимерных материалов
|-
| Химия элементоорганических соединений
| Исследование соединений металлов с органическими веществами
|-
| Биоорганическая химия
| Изучение органических молекул в живых организмах
|-
| Коллоидная химия
| Анализ свойств микроскопических частиц в растворах
|-
| Бионеорганическая химия
| Исследование роли металлов в биологических системах
|-
| Нефтехимия
| Переработка нефти и создание нефтепродуктов
|-
| Радиохимия
| Изучение химических свойств радиоактивных веществ
|-
| Кинетика и катализ
| Анализ скорости реакций и способов их ускорения
|-
| Химия твердого тела
| Исследование свойств и структуры кристаллических веществ
|-
| Медицинская химия
| Разработка и изучение лекарственных соединений
|}
|}


Строка 317: Строка 231:
! colspan="2" | Биологические науки
! colspan="2" | Биологические науки
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Радиобиология
| Молекулярная биология и биохимия
| Изучение воздействия радиации на живые организмы
| Химические и молекулярные основы жизни
|-
| Биофизика
| Применение физических методов в исследовании жизни
|-
| Молекулярная биология
| Изучение биологических процессов на молекулярном уровне
|-
| Биохимия
| Исследование химических процессов в живых организмах
|-
| Физиология человека и животных
| Изучение функционирования органов и систем организма
|-
| Биотехнология
| Использование живых систем для решения практических задач
|-
| Генетика
| Исследование наследственности и изменчивости организмов
|-
| Математическая биология, биоинформатика
| Применение математики и IT в биологических исследованиях
|-
| Ботаника
| Наука о растениях и их жизнедеятельности
|-
|-
| Вирусология
| Генетика и физиология организмов
| Изучение вирусов и методов борьбы с ними
| Наследственность, изменчивость и функции живых систем
|-
|-
| Микробиология
| Биоразнообразие (ботаника, зоология, микробиология)
| Исследование микроорганизмов и их взаимодействий
| Исследование растений, животных и микроорганизмов
|-
|-
| Зоология
| Экология и науки о планетах
| Наука о животных и их биологическом разнообразии
| Взаимодействие организмов с окружающей средой
|-
| Ихтиология
| Изучение рыб и экосистем водной среды
|-
| Энтомология
| Исследование насекомых и их роли в природе
|-
| Экология
| Анализ взаимодействия организмов с окружающей средой
|-
| Гидробиология
| Изучение водных экосистем и их обитателей
|-
| Паразитология
| Исследование паразитов и вызываемых ими заболеваний
|-
| Микология
| Наука о грибах и их биологических особенностях
|-
| Почвоведение
| Изучение состава и свойств почвенных ресурсов
|-
| Биологические ресурсы
| Рациональное использование биологического потенциала планеты
|-
| Физиология и биохимия растений
| Исследование жизненных процессов растительных организмов
|-
| Клеточная биология
| Изучение строения и функций клеток
|-
| Биология развития, эмбриология
| Исследование процессов роста и развития организмов
|-
| Нейробиология
| Изучение строения и функций нервной системы
|}
|}


Строка 396: Строка 250:
! colspan="2" | Науки о планете и окружающей среде
! colspan="2" | Науки о планете и окружающей среде
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Общая и региональная геология. Геотектоника и геодинамика
| Геология и геодинамика
| Изучение строения и движения планетарных пластов
| Строение планеты, тектоника, минералогия и полезные ископаемые
|-
| Палеонтология и стратиграфия
| Исследование ископаемых организмов и слоёв земной коры
|-
|-
| Петрология и вулканология
| Гидрология, океанология и климатология
| Анализ горных пород и процессов вулканической деятельности
| Изучение водных систем, океанов и атмосферных процессов
|-
|-
| Минералогия, кристаллография. Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых
| Геофизика и геоинформатика
| Изучение минералов и их распределения в земной коре
| Физические методы исследования планеты и геоданные
|-
|-
| Литология
| География (физическая, социально-экономическая)
| Наука об осадочных породах и процессах их образования
| Пространственное распределение природных и социальных систем
|-
| Гидрогеология
| Исследование подземных вод и их взаимодействия с породами
|-
| Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение
| Анализ грунтов для строительных и инженерных целей
|-
| Гляциология и криология планеты
| Изучение льдов и криосферных явлений
|-
| Геофизика
| Применение физических методов для изучения планет
|-
| Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения
| Поиск и оценка месторождений полезных ископаемых
|-
| Геология, поиски, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
| Технологии добычи углеводородного сырья
|-
| Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
| Анализ природных систем и их пространственного распределения
|-
| Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
| Изучение взаимодействия общества и географического пространства
|-
| Геоморфология и палеогеография
| Исследование рельефа планеты и его исторического развития
|-
| Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
| Рациональное использование и учёт земельных ресурсов
|-
| Гидрология суши, водные ресурсы и гидрохимия
| Изучение пресноводных систем и их химического состава
|-
| Океанология
| Комплексное исследование Мирового океана
|-
| Науки об атмосфере и климате
| Анализ атмосферных процессов и климатических изменений
|-
| Аэрокосмические исследования планеты, фотограмметрия
| Технологии дистанционного зондирования планеты
|-
| Геоинформатика, картография
| Создание и анализ цифровых карт и геоданных
|-
| Геоэкология
| Изучение взаимодействия природы и техногенных систем
|-
| Геодезия
| Наука об измерении и изображении планетарной поверхности
|}
|}
|}
|}
Строка 474: Строка 274:
! colspan="2" | Строительство и архитектура
! colspan="2" | Строительство и архитектура
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Строительные конструкции, здания и сооружения
| Проектирование и строительство объектов (здания, дороги, мосты, тоннели)
|
| Создание инфраструктуры и сложных инженерных конструкций
|-
| Основания и фундаменты, подземные сооружения
|
|-
| Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение
|
|-
| Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
|
|-
| Строительные материалы и изделия
|
|-
| Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология
|
|-
| Технология и организация строительства
|
|-
| Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
|
|-
| Строительная механика
|
|-
| Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства
|
|-
| Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
|
|-
| Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
|
|-
| Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
|
|-
|-
| Управление жизненным циклом объектов строительства
| Инженерные системы зданий (тепло-, водо-, газоснабжение, вентиляция)
|  
| Обеспечение микроклимата и ресурсоснабжения сооружений
|-
|-
| Безопасность объектов строительства
| Строительные материалы и механика конструкций
|  
| Исследование прочности и разработка современных материалов
|-
|-
| Охрана труда в строительстве
| Урбанистика и архитектурное наследие
|  
| Градостроительство, реставрация и планирование пространств
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Электроника, фотоника, приборостроение и связь
! colspan="2" | Электроника, связь и приборостроение
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Вакуумная и плазменная электроника
| Электронные компоненты и нанотехнологии
|  
| Разработка микро-/наноустройств и квантовых систем
|-
|-
| Электронная компонентная база микро- и наноэлектроники, квантовых устройств
| Фотоника, оптико-электронные приборы
|  
| Технологии обработки световых сигналов и лазерные системы
|-
|-
| Технология и оборудование для производства материалов и приборов электронной техники
| Радиотехника и телекоммуникации
|  
| Антенны, СВЧ-устройства, сети связи и радионавигация
|-
|-
| Приборы и методы измерения
| Измерительные системы и метрология
|
| Приборы контроля, диагностики и стандартизации измерений
|-
| Приборы навигации
|
|-
| Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы
|
|-
| Фотоника
|
|-
| Методы и приборы контроля и диагностики материалов, изделий, веществ и природной среды
|
|-
| Проектирование и технология приборостроения и радиоэлектронной аппаратуры
|
|-
| Метрология и метрологическое обеспечение
|
|-
| Информационно-измерительные и управляющие системы
|
|-
| Приборы, системы и изделия медицинского назначения
|
|-
| Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения
|
|-
| Антенны, СВЧ-устройства и их технологии
|
|-
| Системы, сети и устройства телекоммуникаций
|
|-
| Радиолокация и радионавигация
|
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Информационные технологии и телекоммуникации
! colspan="2" | Информационные технологии
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Системный анализ, управление и обработка информации, статистика
| Системы анализа данных и ИИ
|  
| Оптимизация процессов, машинное обучение, управление информацией
|-
| Вычислительные системы и их элементы
|
|-
| Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
|
|-
| Управление в организационных системах
|
|-
| Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей
|
|-
|-
| Методы и системы защиты информации, информационная безопасность
| Кибербезопасность и программное обеспечение
|  
| Защита данных, разработка алгоритмов и ПО
|-
|-
| Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования
| Автоматизация и роботизация
|  
| Управление технологическими процессами и мехатронные системы
|-
| Информатика и информационные процессы
|
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Энергетика и электротехника
! colspan="2" | Энергетика
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Теоретическая и прикладная электротехника
| Электроэнергетические системы
|  
| Генерация, передача и распределение энергии
|-
| Электротехнические комплексы и системы
|
|-
|-
| Электроэнергетика
| Теплотехника и двигатели
|  
| Тепловые процессы, турбины, криогенные системы
|-
|-
| Электротехнология и электрофизика
| Ядерная энергетика и радиационная безопасность
|
| Атомные установки, топливный цикл, защита от излучения
|-
| Энергетические системы и комплексы
|
|-
| Теоретическая и прикладная теплотехника
|
|-
| Турбомашины и поршневые двигатели
|
|-
| Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники
|
|-
| Ядерные энергетические установки, топливный цикл, радиационная безопасность
|
|-
| Техносферная безопасность
|
|-
| Светотехника
|
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Машиностроение
! colspan="2" | Машиностроение
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделий
| Робототехника и мехатроника
|
| Автоматизированные системы и промышленные роботы
|-
| Машиноведение
|
|-
| Трение и износ в машинах
|
|-
| Роботы, мехатроника и робототехнические системы
|
|-
| Технология и оборудование механической и физико-технической обработки
|
|-
| Технология машиностроения
|
|-
| Технологии и машины обработки давлением
|
|-
| Сварка, родственные процессы и технологии
|
|-
| Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы
|
|-
| Наземные транспортно-технологические средства и комплексы
|
|-
| Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов
|
|-
| Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов
|
|-
| Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов
|
|-
| Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
|
|-
|-
| Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов
| Технологии обработки материалов (сварка, литьё, давление)
|  
| Методы формообразования и соединения деталей
|-
|-
| Теория корабля и строительная механика
| Авиа- и судостроение
|  
| Проектирование ЛА, судов, их двигателей и динамики движения
|-
|-
| Проектирование и конструкция судов
| Транспортные машины и гидравлические системы
|  
| Разработка транспорта и пневмооборудования
|-
| Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства
|
|-
| Судовые энергетические установки и их элементы
|
|-
| Машины, агрегаты и технологические процессы
|
|-
| Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства
|
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Химические технологии, науки о материалах и металлургия
! colspan="2" | Материаловедение и химические технологии
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов
| Металлургия и обработка металлов
|  
| Производство сплавов, порошковая металлургия, защита от коррозии
|-
|-
| Металлургия чёрных, цветных и редких металлов
| Химия полимеров и неорганических веществ
|  
| Синтез материалов, мембранные технологии, топлива
|-
|-
| Литейное производство
| Нанотехнологии и композиты
|
| Создание материалов с уникальными свойствами
|-
| Обработка металлов давлением
|
|-
| Порошковая металлургия и композиционные материалы
|
|-
| Нанотехнологии и наноматериалы
|
|-
| Технология неорганических веществ
|
|-
| Технология редких, рассеянных и радиоактивных элементов
|
|-
| Технология электрохимических процессов и защита от коррозии
|
|-
| Технология органических веществ
|
|-
| Технология и переработка синтетических и природных полимеров и композитов
|
|-
| Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ
|
|-
| Процессы и аппараты химических технологий
|  
|-
| Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов
|
|-
| Мембраны и мембранная технология
|
|-
| Технология производства изделий текстильной и легкой промышленности
|
|-
| Материаловедение
|
|-
| Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность
|
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Биотехнологии
! colspan="2" | Недропользование и транспорт
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Биотехнологии пищевых продуктов, лекарственных веществ и биологически активных веществ
| Добыча и переработка ресурсов (нефть, газ, руды)
|  
| Бурение, геомеханика, обогащение полезных ископаемых
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Недропользование и горные науки
|-
|-
! Научная специальность
| Транспортные системы (железнодорожные, авиационные, водные, космические)
! Описание
| Логистика, проектирование, обслуживание
|-
|-
| Технология и техника геологоразведочных работ
| Управление и пилотирование транспортными средствами
|
| Управление транспортными средствами и их обслуживание
|-
| Технология бурения и освоения скважин
|
|-
| Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр
|
|-
| Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
|
|-
| Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ
|
|-
| Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика
|
|-
| Теоретические основы проектирования горнотехнических систем
|
|-
| Геотехнология, горные машины
|
|-
| Обогащение полезных ископаемых
|
|-
| Охрана труда, промышленная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях
|
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Транспортные системы
|-
! Научная специальность
! Описание
|-
| Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте
|
|-
| Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог
|
|-
| Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация
|
|-
| Управление процессами перевозок
|
|-
| Эксплуатация автомобильного транспорта
|
|-
| Аэронавигация и эксплуатация авиационной техники
|
|-
| Эксплуатация водного транспорта, водные пути сообщения и гидрография
|
|-
| Интеллектуальные транспортные системы
|
|-
| Логистические транспортные системы
|
|-
| Техносферная безопасность транспортных систем
|
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Техносферная безопасность
! colspan="2" | Техносферная безопасность
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Пожарная безопасность
| Промышленная и экологическая безопасность
|  
| Предотвращение аварий, охрана труда, защита окружающей среды
|-
| Экологическая безопасность
|
|-
| Безопасность труда
|
|}
|}
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! Медицинские науки
! Медицинские науки
Строка 882: Строка 410:
! colspan="2" | Клиническая медицина
! colspan="2" | Клиническая медицина
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Рентгенэндоваскулярная хирургия
| Хирургические дисциплины (сердечно-сосудистая, нейро-, пластическая, детская хирургия и др.)
|
| Оперативное лечение заболеваний и травм различных систем организма
|-
| Челюстно-лицевая хирургия
|
|-
| Оториноларингология
|
|-
| Акушерство и гинекология
|
|-
| Офтальмология
|
|-
| Онкология, лучевая терапия
|
|-
| Стоматология
|
|-
| Травматология и ортопедия
|
|-
| Хирургия
|
|-
| Нейрохирургия
|
|-
| Детская хирургия
|
|-
| Анестезиология и реаниматология
|
|-
| Урология и андрология
|
|-
| Трансплантология и искусственные органы
|
|-
|-
| Сердечно-сосудистая хирургия
| Терапевтические дисциплины (кардиология, эндокринология, гастроэнтерология, пульмонология)
|  
| Диагностика и консервативное лечение заболеваний внутренних органов
|-
|-
| Пластическая хирургия
| Специализированные направления (офтальмология, ЛОР, дерматовенерология, урология)
|  
| Лечение заболеваний отдельных органов и систем
|-
|-
| Психиатрия и наркология
| Акушерство, гинекология и педиатрия
|  
| Ведение беременности, женское и детское здоровье
|-
|-
| Внутренние болезни
| Онкология и радиология
|  
| Лечение опухолей, лучевая терапия и диагностика
|-
|-
| Эндокринология
| Неврология и психиатрия
|  
| Заболевания нервной системы, психические расстройства и зависимости
|-
|-
| Кардиология
| Реабилитационная и восстановительная медицина
|
| Физиотерапия, ЛФК, спортивная и курортная медицина
|-
| Педиатрия
|
|-
| Инфекционные болезни
|
|-
| Дерматовенерология
|
|-
| Неврология
|
|-
| Лучевая диагностика
|
|-
| Фтизиатрия
|
|-
| Ревматология
|
|-
| Гематология и переливание крови
|  
|-
| Пульмонология
|
|-
| Гастроэнтерология и диетология
|
|-
| Геронтология и гериатрия
|
|-
| Нефрология
|
|-
| Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия
|
|}
|}


Строка 988: Строка 438:
! colspan="2" | Профилактическая медицина
! colspan="2" | Профилактическая медицина
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Гигиена
| Санитарно-эпидемиологический контроль
|
| Гигиена, эпидемиология и управление общественным здоровьем
|-
| Эпидемиология
|
|-
| Общественное здоровье, организация и социология здравоохранения
|
|-
| Медицина труда
|
|-
| Медицинская психология
|
|-
| Безопасность в чрезвычайных ситуациях
|
|-
|-
| Иммунология
| Медицина труда и ЧС
|  
| Профилактика профессиональных заболеваний и помощь при катастрофах
|}
|}


Строка 1016: Строка 451:
! colspan="2" | Медико-биологические науки
! colspan="2" | Медико-биологические науки
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Анатомия и антропология
| Морфология и патофизиология
|  
| Анатомия, патологическая анатомия и физиология
|-
| Патологическая анатомия
|
|-
| Патологическая физиология
|
|-
| Токсикология
|
|-
|-
| Судебная медицина
| Токсикология и судебная медицина
|  
| Изучение ядов, медицинская экспертиза для юриспруденции
|-
|-
| Фармакология, клиническая фармакология
| Клиническая фармакология и лабораторная диагностика
|
| Исследование лекарств и лабораторные методы анализа
|-
| Авиационная, космическая и морская медицина
|
|-
| Клиническая лабораторная диагностика
|  
|-
| Медицинская информатика
|
|}
|}


Строка 1050: Строка 467:
! colspan="2" | Фармацевтические науки
! colspan="2" | Фармацевтические науки
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Промышленная фармация и технология получения лекарств
| Разработка и производство лекарств
|  
| Фармацевтическая химия, технология синтеза и контроль качества
|-
|-
| Фармацевтическая химия, фармакогнозия
| Организация фармацевтической деятельности
|
| Управление аптечными сетями и распределение медикаментов
|-
| Организация фармацевтического дела
|  
|}
|}
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! Сельскохозяйственные науки
! Сельскохозяйственные науки
Строка 1068: Строка 483:
|
|
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Агрономия, лесное и водное хозяйство
! colspan="2" | Агрономия и растениеводство
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Общее земледелие и растениеводство
| Растениеводство и агротехнологии
|  
| Выращивание сельскохозяйственных культур, садоводство, овощеводство, виноградарство
|-
|-
| Селекция, семеноводство и биотехнология растений
| Селекция и биотехнология растений
|  
| Создание новых сортов, семеноводство, генетические методы улучшения культур
|-
|-
| Агрохимия, агропочвоведение, защита и карантин растений
| Почвоведение и защита растений
|  
| Агрохимия, мелиорация, карантин, борьба с болезнями и вредителями
|}
 
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Лесное и водное хозяйство
|-
|-
| Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
! Малая группа специальностей
|
! Описание
|-
|-
| Мелиорация, водное хозяйство и агрофизика
| Лесное хозяйство и экология
|  
| Лесоводство, агролесомелиорация, борьба с пожарами, устойчивое лесопользование
|-
|-
| Лесоведение, лесоводство, лесные культуры, агролесомелиорация, озеленение, лесная пирология и таксация
| Водные ресурсы и мелиорация
|  
| Управление водным хозяйством, орошение, восстановление деградированных земель
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Зоотехния и ветеринария
! colspan="2" | Животноводство и ветеринария
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
| Зоотехния и кормопроизводство
|  
| Разведение животных, селекция, оптимизация рационов, технологии кормов
|-
| Санитария, гигиена, экология, ветеринарно-санитарная экспертиза и биобезопасность
|
|-
| Инфекционные болезни и иммунология животных
|
|-
| Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства
|
|-
|-
| Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных
| Ветеринарная медицина
|
| Диагностика болезней, санитария, фармакология, профилактика инфекций
|-
|-
| Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство
| Аквакультура и рыбное хозяйство
|  
| Разведение рыб, рациональное использование водных биоресурсов
|}
|}


Строка 1120: Строка 530:
! colspan="2" | Агроинженерия и пищевые технологии
! colspan="2" | Агроинженерия и пищевые технологии
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса
| Сельскохозяйственная техника и энергетика
|  
| Машины для АПК, электрооборудование, автоматизация процессов
|-
| Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса
|
|-
|-
| Пищевые системы
| Пищевая биотехнология и безопасность
|  
| Переработка сырья, производство продуктов питания, контроль качества
|-
|-
| Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины
| Лесотехнические системы
|
| Оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины
|-
| Биотехнология продуктов питания и Биотехнология биологически активных веществ
|
|}
|}
|}
|}
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! Социальные и гуманитарные науки
! Социальные и гуманитарные науки
Строка 1144: Строка 549:
|
|
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Право
! colspan="2" | Право и политика
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Теоретико-исторические правовые науки
| Теория и история права
|
| Эволюция правовых систем, философские основы законодательства
|-
| Публично-правовые (государственно-правовые) науки
|
|-
| Частно-правовые (цивилистические) науки
|  
|-
|-
| Уголовно-правовые науки
| Государственное и частное право
|  
| Взаимодействие власти, общества и гражданско-правовых отношений
|-
|-
| Галактическо-правовые науки
| Международное право и космическое право
|  
| Правовые аспекты межгосударственных отношений и космической деятельности
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Экономика
! colspan="2" | Экономика и управление
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Экономическая теория
| Экономическая теория и прикладная экономика
|  
| Анализ рыночных механизмов, региональных и отраслевых систем
|-
| Математические, статистические и инструментальные методы в экономике
|
|-
| Региональная и отраслевая экономика
|
|-
| Финансы
|
|-
| Галактическая экономика
|
|-
|-
| Менеджмент
| Финансы и менеджмент
|  
| Управление ресурсами, инвестициями и организационными процессами
|-
|-
| Государственное и муниципальное управление
| Государственное и муниципальное управление
|  
| Механизмы реализации публичной политики и социальных программ
|}
 
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Психология
|-
! Научная специальность
! Описание
|-
| Общая психология, психология личности, история психологии
|
|-
| Психофизиология
|
|-
| Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
|
|-
| Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
|
|-
| Социальная психология, политическая и экономическая психология
|
|-
| Медицинская психология
|
|-
| Возрастная психология
|
|-
| Коррекционная психология и дефектология
|
|}
 
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Социология
|-
! Научная специальность
! Описание
|-
| Теория, методология и история социологии
|
|-
| Экономическая социология
|
|-
| Демография
|
|-
| Социальная структура, социальные институты и процессы
|
|-
| Политическая социология
|
|-
| Социология культуры
|
|-
| Социология управления
|
|-
| Межвидовая коммуникация
|
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Политические науки
! colspan="2" | Психология и социология
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| История и теория политики
| Общая и прикладная психология
|  
| Исследование психики, поведения, социальных и трудовых взаимодействий
|-
| Политические институты, процессы, технологии
|
|-
| Государственное управление и отраслевые политики
|
|-
| Международные отношения, глобальные и региональные исследования
|
|}
 
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Исторические науки
|-
! Научная специальность
! Описание
|-
| Отечественная история
|
|-
| Всеобщая история
|
|-
| Археология
|
|-
| Этнология, антропология и этнография
|
|-
| Историография, источниковедение, методы исторического исследования
|
|-
|-
| История науки и техники
| Возрастная и коррекционная психология
|  
| Психическое развитие, адаптация лиц с особыми потребностями
|-
|-
| История международных отношений и внешней политики
| Социальные институты и демография
|  
| Анализ структуры общества, демографических процессов и культуры
|-
|-
| Документалистика, документоведение, архивоведение
| Журналистика и корреспондентское дело
|  
| Исследование методов сбора, анализа и распространения информации
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Философия
! colspan="2" | История и философия
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Онтология и теория познания
| Отечественная и всеобщая история
|
| Исследование исторических процессов, археология, этнология
|-
| История философии
|
|-
| Эстетика
|
|-
| Этика
|  
|-
|-
| Логика
| Философия и этика
|  
| Теория познания, социальная философия, история идей
|-
|-
| Философия науки и техники
| Документоведение и архивоведение
|  
| Сохранение и анализ письменного наследия
|-
|-
| Социальная и политическая философия
| Религиоведение
|
| Исследование процессов развития и существования религий
|-
| Философская антропология, философия культуры
|
|-
| Философия религии и религиоведение
|
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Педагогика
! colspan="2" | Педагогика и филология
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Общая педагогика, история педагогики и образования
| Теория и методика образования
|  
| Разработка педагогических технологий, включая цифровые среды
|-
|-
| Теория и методика обучения и воспитания
| Филология и лингвистика
|  
| Изучение языков, литературных традиций, медиакоммуникаций
|-
|-
| Коррекционная педагогика
| Физическая культура и адаптивное обучение
|
| Методы физического развития и реабилитации
|-
| Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
|
|-
| Теория и методика спорта
|
|-
| Оздоровительная и адаптивная физическая культура
|
|-
| Методология и технология профессионального образования
|
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Филология
! colspan="2" | Искусство и когнитивные науки
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Галактическая литература
| Культурология и искусствоведение
|
| Изучение эволюции искусства, музееведение, реставрация
|-
| Литературы разумных видов
|
|-
| Теория литературы
|
|-
| Фольклористика
|
|-
| Языки разумных видов
|
|-
| Классическая и современная филология
|  
|-
| Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
|
|-
| Медиакоммуникации и журналистика
|
|}
 
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Искусствоведение и культурология
|-
! Научная специальность
! Описание
|-
|-
| Теория и история культуры, искусства
| Когнитивные исследования
|  
| Междисциплинарный анализ мышления, языка и нейропроцессов
|-
|-
| Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
| Живописные искусства
|  
| Изучение общегалактической живописи и принципов её создания
|-
|-
| Виды искусства
| Скульптурные искусства
|  
| Изучение ваяжного дела и скульптуры в целом
|-
|-
| Библиотековедение и книговедение
| Музыкальные искусства
|  
| Изучение музыки разных видов и её истории
|}
 
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Когнитивные науки
|-
|-
! Научная специальность
| Театральные искусства
! Описание
| Изучение театров, их истории и важнейших театральных постановок
|-
|-
| Междисциплинарные исследования когнитивных процессов
| Кино-искусства
|  
| Изучение киноиндустрии и того как создаются фильмы
|-
|-
| Междисциплинарные исследования мозга
| Инфлюенсерские искусства
|  
| Видеоблогинг, изучение СМИ и стриминга
|-
|-
| Междисциплинарные исследования языка
| Литературные искусства
|  
| Писательское дело, изучение принципов написания художественной литературы
|-
|-
| Когнитивное моделирование
| Цифровые искусства
|  
| Изучение принципов создания объектов культуры при помощи цифровых устройств
|}
|}
|}
|}
Строка 1442: Строка 677:
|
|
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Военное обучение и воспитание
! colspan="2" | Военная подготовка и образование
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Общевоенная подготовка
| Общевойсковая подготовка
|  
| Тактика, строевая подготовка, изучение уставов и базовых навыков военной службы
|-
|-
| Военно-инженерная подготовка
| Специализированная подготовка (инженерная, медицинская, РХБ-защита)
|  
| Обучение сапёрному делу, военной медицине, защите от радиационных, химических и биологических угроз
|-
|-
| Военно-медицинская подготовка
| Военная психология и управление персоналом
|
| Изучение психологии бойцов, методов укрепления морально-волевых качеств
|-
| Военная психология
|  
|-
| Военная радиационная, химическая и биологическая подготовка
|
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Теория военного искусства
! colspan="2" | Стратегия и оперативное искусство
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Военная экономика
| Теория военных действий (сухопутные, морские, воздушные, космические)
|  
| Планирование операций, тактика применения видов войск и новых технологий
|-
|-
| Тыловое обеспечение
| Военная логистика и экономика
|  
| Организация снабжения, управление ресурсами и экономикой обороны
|-
|-
| История военного искусства  
| История и эволюция военного искусства
|  
| Анализ стратегий прошлого и их адаптация к современным условиям
|-
| Военно-морское искусство
|
|-
| Военно-воздушное искусство
|
|-
| Военно-космическое искусство
|
|-
| Военно-естественные науки
|
|}
|}


{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
{| class="wikitable mw-collapsible mw-collapsed" style="width: 100%; font-size: 18px;"
! colspan="2" | Охранное и полицейское дело
! colspan="2" | Безопасность и правоохранительная деятельность
|-
|-
! Научная специальность
! Малая группа специальностей
! Описание
! Описание
|-
|-
| Криминалистика
| Криминалистика и оперативно-розыскная работа
|  
| Методы расследования преступлений, сбор доказательств, экспертизы
|-
|-
| Охрана частных объектов
| Охрана объектов и пенитенциарных систем
|  
| Обеспечение безопасности инфраструктуры, тюрем и режимных учреждений
|-
| Охрана тюремных учреждений
|
|}
|}
|}
|}


{{ModernTitle|background-color = #756645 |Высшие учебные заведения}}
{{ModernTitle|background-color = #756645 |Высшие учебные заведения}}
Строка 1513: Строка 726:
<div style="border-bottom: 3px solid #756645 ;"></div>
<div style="border-bottom: 3px solid #756645 ;"></div>


=== '''Список самых известных и крупных ВУЗов галактики ''' ===
=== Список самых известных и крупных ВУЗов галактики ===
Это список только самых известных высших учебных заведений во всей галактике. Разумеется вы можете придумать своё высшее учебное заведение, со своей спецификой, но постарайтесь сделать это достаточно органично и логично по отношению к остальному лору.
 
{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
{| class="wikitable" style="text-align: center; width:100%;"
|-
|-
! Название высшего учебного заведения !! Описание !! Основные группы специальностей или наук изучаемых в ВУЗе !! Месторасположение
! Название высшего учебного заведения !! Описание !! Основные группы специальностей или наук изучаемых в ВУЗе !! Месторасположение
|-
|-
| Межвидовой университет Ориона || Первый университет спроектированный для представителей разных видов, ещё до раскола КОГа, самый известный и знаменитый университет в галактике || Естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, медицинские науки || Межвидовой Альянс -
| Межвидовой университет Ориона || Первый университет спроектированный для представителей разных видов, ещё до раскола КОГа, самый известный и знаменитый университет в галактике || Естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, медицинские науки || Межвидовой Альянс
|-
|-
| Земной государственный университет || Один из старейших университетов в ОПЗ и визитная карточка его образования || Естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, медицинские науки || Конфедерация Орионских Государств - Объединенное правительство Земли
| Земной государственный университет || Один из старейших университетов в ОПЗ и визитная карточка его образования || Естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, медицинские науки || Конфедерация Орионских Государств — Объединенное правительство Земли
|-
|-
| Национальный университет Эдема || || Социальные и гуманитарные науки, технические науки, естественные науки || Империя Эдем - Эдем
| Национальный университет Эдема || Самый большой и знаменитый университет в Империи. Всё дорого, элитарно и только для высших слоев общества|| Социальные и гуманитарные науки, технические науки, естественные науки || Империя Эдем — Эдем
|-
|-
| Технологический рабочий институт || Самый известный технический институт в Соцконе, известный своими большими стипендиями и грантами || Технические науки, естественные науки || Соцкон -
| Технологический рабочий институт || Самый известный технический институт в Соцконе, известный своими большими стипендиями и грантами || Технические науки, естественные науки || Соцкон — Союз Советских Социалистических Планет
|-
|-
| Институт космонавтики || Крупный и довольно известный институт, построенный ещё в эпоху галактических открытий || Физические науки, науки о планете и окружающей среде, химические технологии, науки о материалах и металлургия, транспортные системы || Конфедерация Орионских Государств -
| Институт космонавтики || Крупный и довольно известный институт, построенный ещё в эпоху галактических открытий || Физические науки, науки о планете и окружающей среде, химические технологии, науки о материалах и металлургия, транспортные системы || Конфедерация Орионских Государств — Конституционное Королевство Арведел
|-
|-
| Институт управления и менеджмента || Институт с передовыми и весьма жесткими программами обучения, выпускающий довольно своенравных специалистов || Социология, экономика, исторические науки, политология || Конфедерация Орионских Государств - технократия
| Институт управления и менеджмента || Институт с передовыми и весьма жесткими программами обучения, выпускающий довольно своенравных специалистов || Социология, экономика, исторические науки, политология || Конфедерация Орионских Государств — Ноократия Эранта
|-
|-
| Университет столетия революции|| Один из самых крупных новый университетов в Соцконе. Известен своим брутальным видом || Естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки || Соцкон -
| Университет столетия революции|| Один из самых крупных университетов в Соцконе. Известен своим брутальным видом и современными программами обучения || Естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки || Соцкон — Социалистическая Республика Нейтос
|-
|-
| Государственный политехнический институт || Старый и престижный институт, основанный ещё до раскола КОГ || Строительство и архитектура, машиностроение, энергетика и электротехника|| Соцкон -
| Государственный политехнический институт || Старый и престижный институт, основанный ещё до раскола КОГ || Строительство и архитектура, машиностроение, энергетика и электротехника || Соцкон — Умпорская Федерация
|-
|-
| Институт политологии и межвидовой коммуникации || Относительно новый институт, выпускающий одних из самых известных политиков в галактике || Политология, исторические науки, философия, социология, экономика, искусствоведение и культурология || Межвидовой Альянс -
| Институт политологии и межвидовой коммуникации || Относительно новый институт, выпускающий одних из самых известных политиков в галактике || Политология, исторические науки, философия, социология, экономика, искусствоведение и культурология || Межвидовой Альянс
|-
|-
| Военное училище имени Фридриха первого || Один из крупнейших институтов в Империи Эдем, основан по приказу Фридриха первого. Именно в нём проходит обучение лейб гвардия Империи || Военное дело || Империя Эдем - Эдем
| Военное училище имени Фридриха первого || Один из крупнейших институтов в Империи Эдем, основан по приказу Фридриха первого. Именно в нём проходит обучение лейб гвардия Империи || Военное дело || Империя Эдем — Эдем
|}
|}


{{ModernTitle|background-color = #756645  |История}}
{{ModernTitle|background-color = #756645  |История}}


=== Ввведение ===
Орионская система образование берет свои истоки еще в 20 веке, в Балонской системе образрования. Как уже было сказано в параграфе выше, основная суть системы заключается в попытке подогнать ученые степени и звания разных видов под одну единую систему для легкого определения, какую ценность представляет из себя специалист. Стандартизация коснулась также и направлений науки, для более простого взаимодействия ученых.
Первоначально человеческая раса в период великих космических открытий даже не задумывалась о возможности создания гибкой системы образования. Сначала они и так были расой с уже устоявшейся системой создания кадров, а нахождение ниан на пограничном мире мало что изменило — из-за их отсталости по сравнении с человечеством люди буквально перевели их на рельсы своего образования, чему элиты ниан слабо могли помешать.
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>
=== Формирование ===
Всерьез задумываться о проблемах образования при контактах с другими расами человечество стало после того, как осознало, что они не являются венцом творения и самой передовой расой в галактике — а конкретно во время столкновения с муринами и унатхами. Оба вида обладали технологиями блюспейс путешествий, а также весьма близкий к людям общий технологический уровень, местами даже превосходящий людской. Таким образом, люди всерьез поняли, что лучший вариант — отбросить замашки «спасителей» и садиться за стол переговоров.


<div style="border-bottom: 3px solid #756645 ;"></div>
После формирования Конфедерации Орионских Государств, в рамках стандартизации был собран научный консорциум, где лучшие учёные Земли, Могеса, Росса и потомков Света Начала Ниан обсуждали все возможные варианты. Среди предложений было создание целой новой, отдельно взятой системы образования или переход на систему конкретно одной расы, где каждые аргументировали, почему именно их система образования является самой лучшей. Отставив самые абсурдные варианты, вся научная комиссия сошлась на том, что лучший вариант — сохранение отдельных образовательных систем каждой расы, во избежание всеобщего бюрократического переполоха, и лишь небольшое подгонка их под единый стандарт — уровень мастерства в той или иной сфере и степень авторитетности деятеля науки. Одним из главных сторонников этой концепции и во многом её автором являлся известный физик-теоретик Маззар-Астон — ниан.
 
<div style="border-bottom: 3px solid #9e7f3a ;"></div>


=== '''Текущее время''' ===
=== Итог ===
В конечном счете, система была принята как одна из основополагающих в КОГ, и параллельно с ней был сформирован целый протокол, по которому все расы, присоединившиеся к альянсу без особых утруждений могут подогнать свою систему образования под Орионскую, либо, если раса имеет низкий научно-технологический уровень, могла заимствовать готовый пакет решений в вопросах образования. Впоследствии, данная система практически никак не менялась даже после распада КОГ на другие конфедерации. СоцКон лишь внес несколько незначительных изменений в эту систему, в основе своей из идеологического фактора, а Межвидовый Альянс почти не внес никаких изменений в данную систему.